XXVII Международные Рождественские образовательные чтения: Секция по ОПК

Секция «Основы православной культуры как средство воспитания,
образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК
А. В. Бородиной»

По благословению Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора
Секция «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и
развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А. В. Бородиной»
состоялась 28 января 2019 г. по направлению I «Деятельность Церкви в сфере
образования и катехизации» XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность». Секция
проходила в конференц-зале Храма Христа Спасителя с 10.00 до 14.20.

Организаторы:

• Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви;
• Межрегиональный общественный фонд содействия развитию
образования и культуры «Основы православной культуры»;
• Кубанская митрополия Русской Православной Церкви;
• Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края;
• Государственное бюджетное образовательное учреждение «Институт
развития образования Краснодарского края».
Сопредседатели:

Иерей Владимир Бондаренко заменил отсутствовавшего по болезни
сопредседателя;

Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального общественного
фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной
культуры», кандидат культурологии, член Союза писателей России, член
Президиума Центрального Совета Всероссийского общественного движения
«Народный собор».

Кураторы:

Ивко Ирина Васильевна, заведующий кафедрой обществоведческих дисциплин и
регионоведения ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края»,
преподаватель ОПК БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
муниципального образования «Динской район» Краснодарского края, заслуженный
учитель Кубани, Почётный работник общего образования РФ;

Балашова Елена Григорьевна, специалист по экспертно-аккредитационной
деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации,
заместитель руководителя секретариата Международных Рождественских
образовательных чтений.

В работе Секции приняли участие 222 чел. Участие принимали представители
Архангельской, Алтайской, Белгородской, Воронежской, Вятской,
Екатеринбургской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кубанской,
Курской, Липецкой, Марийской, Нижегородской, Орловской, Пермской,
Приморской, Псковской, Тамбовской, Тобольской, Ханты-Мансийской,
Челябинской митрополии; Белорусской экзархата; Абаканской, Александровской,
Арзамасской, Армавирской, Арсеневской, Балахнинской, Братской,
Великолукской, Витебской, Владивостокской, Волжской, Выксунской,
Георгиевской и Просковейской, Гомельской, Златоустовской, Ейско-Тимашевской,
Екатеринодарской, Енисейской, Калмыкской, Красноярской, Кузнецкой,
Московской, Мурманской и Мончегорской, Находкинской, Новороссийской,
Норильской, Орловской, Пензенской, Песоченской, Пятигорской и Черкесской,
Рязанской, Ровеньковской, Россошанской, Ростовской-на-Дону, Санкт-
Петербургской, Саткинской, Саратовской, Скопинской и Шацкой, Сочинской,
Сыктывкарской и Коми-зырянской, Тихорецкой, Томской, Тульской, Тобольско-
Тюменской, Щигровско-Мантуровской епархии Русской Православной Церкви,
Ровеньковской и Свердловской епархия Украинской Православной Церкви и др.

В рамках основной темы были освещены темы:

ОПК как единственная форма систематического и постоянного
содержательного взаимодействия Церкви со школой, молодёжью и обществом;

возможности использования ОПК в рамках ФГОС;

формы организации преподавания курса ОПК;

преемственность образовательных программ разных уровней образования;

содержание и методические основы духовно-нравственного воспитания
дошкольного уровня образования;

содержание и методические основы духовно-нравственного воспитания
дошкольного уровня образования;

опыт использования ОПК как средства духовно-нравственного и
патриотического воспитания и повышения качества базового образования в школах
разного типа;

педагогическое творчество краснодарских педагогов по использованию
систематического многолетнего курса ОПК;

опыт наиболее эффективных методов и приёмов, используемых в школах и
дошкольных организациях разного типа.

Основные докладчики:

Иерей Владимир Бондаренко, настоятель храма Иконы Божией Матери
«Неувядаемый Цвет» г. Краснодара, преподаватель Екатеринодарской Духовной
Семинарии. «Формирование нравственных компетенций учащихся на уроках ОПК по
УМК А. В. Бородиной»;

Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального фонда содействия
развитию образования и культуры «Основы православной культуры», кандидат
культурологии, член Союза писателей России, член Союза писателей России, член
Президиума Центрального Совета ВОД «Народный собор». «Преемственность
духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного образования в рамках
реализации ФГОС»;

Никитина Инна Алексеевна, ректор ГБОУ «Институт развития образования
Краснодарского края» «Систематическое преподавание курса ОПК в Краснодарском
крае: универсальное и региональное содержание»;

Ивко Ирина Васильевна, заведующий кафедрой обществоведческих дисциплин и
регионоведения ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края»,
преподаватель ОПК БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
муниципального образования «Динской район» Краснодарского края, Заслуженный
учитель Кубани, Почётный работник общего образования РФ. «Систематическое
преподавание курса ОПК по программе А. В. Бородиной в Краснодарском крае:
универсальное и региональное содержание»;
Ляшенко Марина Викторовна, начальник учебно-методического отдела
муниципального казенного учреждения дополнительного педагогического
образования «Центр развития образования» муниципального образования
Ленинградский район Краснодарского края, муниципальный координатор ОПК И
ОРКСЭ муниципального образования Ленинградский район. «Комплексный подход к
духовно-нравственному воспитанию дошкольников, младших школьников и
подростков»;

Эпп Сергей Григорьевич, директор МАОУ «СОШ № 11 Ленинградского района
Краснодарского края». «Опыт работы казачьей школы по формированию духовно-
нравственных ценностей»;

Трофименко Татьяна Игоревна, учитель русского языка и литературы, ОПК
«МБОУ СОШ № 6 ст. Ленинградской Краснодарского края». «Формирование
проектного мышления учащихся начальной школы на уроках основ православной
культуры средствами игровых технологий».

Давыдова Людмила Вячеславовна, заведующая МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края».
«Духовно-нравственный компонент в содержании образовательной деятельности в
дошкольной образовательной организации (на примере использования МБДОУ
детским садом комбинированного вида № 1 образовательной дополнительной
программы дошкольного образования А. В. Бородиной «Культура и творчество в
детском саду»)»;

Рубцова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24
Тимашевского района Краснодарского края». «Проектная деятельность на занятиях в
дошкольном образовательном учреждении на примере использования УМК А. В.
Бородиной»;

Работала выставка учебно-методических пособий для дошкольного и
школьного уровней образования по программам А. В. Бородиной.

Итоги:

Организаторы осуществляли наказ участников XXVI Международных
Рождественских образовательных чтений продолжить работу по вопросам
содержания и преподавания курса ОПК.

На Секции был представлен опыт организации по всему Краснодарскому краю
преподавания курса «Основы православной культуры» (ОПК) по УМК А. В.
Бородиной. Переходу на систематическое многолетнее образование по ОПК
предшествовал длительный период отдельных педагогических инициатив и
использования различных УМК разных авторов в школах и дошкольных
организациях различного типа, в том числе православных и казаческих.
Накопленный в целом положительный опыт по использованию
культурологического подхода при передаче религиозно-познавательного
содержания на разных уровнях образования создал предпосылки для перехода в
целях создания единого образовательного пространства, обеспечения
преемственности программ и повышения качества преподавания к выбору единого
основного УМК и построению системы работы по его использованию во всех
школьных учреждениях и дошкольных организациях.

Результаты сравнения УМК на предмет наибольшей программно-
содержательной и методической проработанности, возможностей межпредметной
интеграции для повышения качества гуманитарного образования по историческим
дисциплинам, русскому языку и литературе, искусству и др. предметам, стилевых и
художественных особенностей изложения учебного материала, патриотичности и
др. особенностей и характеристик привели к выбору УМК А. В. Бородиной.

В течение нескольких лет создаётся слаженная система по использованию УМК
А. В. Бородиной на всех уровнях образования и в разных формах, дополняющих
друг друга: модуль ОПК федерального комплексного курса ОРКиСЭ, многолетнее
систематическое непрерывное историко-культурологическое образование «д/сад –
школа». Создаются творческие педагогические проекты по сочетанию с данным
УМК по ОПК программ и проектов Краснодарского краеведения и казаческого
направления.

Бородина Алла Валентиновна в своём докладе говорила о преемственности
программ по ОПК и возможностях систематического многолетнего преподавания
ОПК по ФГОС. Автор курса делала акцент на необходимости в целях сохранения
единого социокультурного и образовательного пространства во всех регионах и
республиках создавать условия для распространения историко-
культурологического и богословского содержания ОПК как универсального для
всего православного и христианского мира. Региональное содержание, по мнению
автора, должно развиваться с опорой на этот универсальный материал, а не вместо
него, во избежание повторения трагедий, происходящих по всему миру, в том
числе событий на Украине. «Человечество, потерявшее ответственность перед
Всевышним, обречено на гибель. У народов, ставших жертвой спекуляций
обезумевших от алчности политиков, остался единственный спасительный и
объединяющий ресурс – общая история христианства (со всеми её достижениями и
ошибками) и культура как иллюстрация к ней. Это курс ОПК», – сказала А. В.
Бородина.

Система образования Краснодарского края представила бесценный опыт по
организации систематического преподавания ОПК и высокой ответственности
руководства за духовно-нравственное направление. Никитина Инна Алексеевна,
ректор ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края», и Ивко
Ирина Васильевна, зав. кафедрой обществоведческих дисциплин и регионоведения
ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края», в своих блестящих
докладах и презентациях представили достаточно полную картину эффективного и
ответственного управления духовно-нравственным направлением и религиозно-
культурологическим образованием по всему Краснодарскому краю. Ляшенко
Марина Викторовна, начальник учебно-методического отдела муниципального
казенного учреждения дополнительного педагогического образования «Центр
развития образования» муниципального образования Ленинградский район
Краснодарского края, муниципальный координатор ОПК И ОРКСЭ
Ленинградского района, представила слаженную и очень эффективную
управленческую работу на уровне района на примере наиболее успешного в
данном направлении Ленинградского района.

Представленный опыт продемонстрировал большие образовательные,
развивающие и воспитывающие возможности использования систематического
многолетнего УМК А. В. Бородиной в педагогической практике школьного
образования и дошкольных организаций. Интерес к содержанию, педагогическому
и управленческому опыту, методическим разработкам, представленным на Секции,
был огромным. Зал не вмещал желающих. Задавались вопросы, обсуждались и
решались практические вопросы непосредственно с руководством Института
развития образования Краснодарского края.
Секция убедительно раскрыла возможности и ценность ОПК в качестве
единственной формы систематического и постоянного взаимодействия Церкви с
молодёжью через систему образования в целях сохранения и передачи
традиционных нравственных и духовных ценностей и формирования ценностных
установок, ответственности и высокой духовной мотивации к социально значимой
деятельности.

Многолетний опыт успешной апробации курса ОПК по УМК А. В. Бородиной
продолжает убеждать в бесспорных преимуществах ценностно-знаниевого подхода
в преподавании ОПК.

Организаторы Секции получили наказ распространять представленный опыт и
продолжить работу по раскрытию содержания и методики преподавания курса
ОПК в рамках следующих Международных Рождественских образовательных
чтениях.

Работа Секции была оценена участниками как мероприятие очень высокого
уровня по содержанию и по организации, работа продолжалась в течение четырёх с
половиной часов и прошла на одном дыхании без перерыва в условиях общего
единодушия, взаимопонимания и деловой атмосферы.

Пресс-центр МОФ ОПК

ОПК-Бородиной_2

ОПК-Бородиной_4 - копияОПК-Бородиной_5ОПК-Бородиной__6ОПК-Бородиной_7DSCF6410DSCF6417DSCF6418DSCF6428DSCF6442DSCF6449DSCF6450DSCF6463DSCF6464DSCF6465DSCF6466DSCF6468

Программа секции

Comments are closed.